SMM специалист: кто он и как его оценивать?


Что такое SMM-продвижение
Аббревиатура “SMM” расшифровывается с английского как “social media marketing” и переводится как “маркетинг в социальных сетях”. В чем же смысл такого продвижения?

Как становится понятно из названия, SMM не предполагает работу на сайте компании, все действия совершаются в соцсетях. Социальные сети - это онлайн платформы с огромным количеством личных страниц пользователей, которое увеличивается ежедневно.

Несмотря на то, что сегодня существует довольно много подобных площадок, для отечественного рынка наиболее перспективными являются Facebook, ВКонтакте, и Instagram. Также за последнее время стал очень популярен кроссплатформенный мессенджер Telegram. Почему же социальные сети стали так востребованы среди владельцев бизнеса?

Огромное количество людей в одном месте. Плюс открытый доступ к их личным данным (пол, возраст, место проживание, интересы и прочее). Это значительное преимущество перед “классическими” видами рекламы (тв, печатная продукция и т.д.). Вы можете как расширять так и сужать видимость Вашего рекламного сообщения, таргетируясь на определенный контингент.

Отличная обратная связь. Наличие обширного функционала в социальных сетей побуждает людей проявлять любые типы активности. Осуществляется это через подписки, лайки, репосты, комментарии, просматривание рекламы и участие в конкурсах.

Быстрое распространение информации. Пользователи уже давно привыкли получать всё в одном месте. Все о свежих новостях, работе и развлечениях теперь можно узнать не выходя за пределы одной соцсети! Например, купить одежду или обучающий курс стало легко и просто, сделав всего пару кликов.

Удобство ведения бизнеса. Обновленный функционал социальных сетей позволяет разместить продукцию или услугу на личной странице или в фирменном сообществе. Так Вы сможете выгодно преподнести товар, доходчиво рассказать о нём, привлечь потенциальных клиентов и продать.

Материальная экономия. Персональные сайты требуют немалых вложений. Сначала необходимо заплатить за разработку, а затем регулярно оплачивать хостинг. Что же касается соцсетей, то здесь риски минимальны. Придётся потратить лишь своё время и немного денег на продвижение.

Главной особенностью SMM продвижения является общение с аудиторией потенциальных и фактических клиентов, которые не приемлют открытую рекламу, и поощряют ненавязчивое размещение полезной и интересной информации от страницы компании, бренда или от ее/его представителя.

Кто такой SMM-специалист

Соответственно, SMM-менеджер — это специалист, который работает в социальных сетях с целью популяризации бренда, компании или отдельной персоны. Что входит в его обязанности?

Обязанности SMM-специалист

анализ рынка

анализ конкурентов в социальных сетях

разработка стратегии продвижения

расчет бюджета на создание контента и таргетированную рекламу

планирование и создание контента

работа с фото и графическими редакторами

копирайтинг

контроль рекламных кампаний

повышение уровня доверия аудитории к бренду

модерация комментариев

повышение количества и активности участников в сообществах

анализ аналитики и корректировка действий по продвижению

ведение статистики и составление регулярных отчетов

Приведенные выше обязанности могут отличаться в зависимости от требований работодателя. Например, иногда к обязанностям SMM-менеджера добавляются задачи специалиста по таргетированной рекламе. Часто эти две специальности и не разделяют вовсе.

Вернемся же опять к обязанностям SMM-щика. Условно их можно распределить на 3 этапа относительно любого проекта.

Этапы работы SMM-специалиста
SMM-стратегия или создание плана продвижения. В этот подготовительный этап входит сбор информации по рынку продвигаемого продукта, определение конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон, выбор социальной сети для продвижения. На основании полученной информации определяются или создаются имидж, стратегия и предложение компании в соцсетях.

Создание и наполнение страницы. На этапе реализации проекта SMM-специалист активизируется в выбранных соцсетях, создавая и наполняя сообщество от имени компании. Делать он это может как самостоятельно, так и привлекая подрядчиков (фотографов, дизайнеров, копирайтеров и других). В наполнение также входит общение с подписчиками и модерация комментариев.

Анализ результатов и работа со статистикой. Для оценки работы SMM-менеджера он и работодатель могут задавать разные критерии. Ими могут выступать: повышение посещаемости сайта, повышение узнаваемости бренда/продукта, повышение продаж, улучшение репутации и имиджа бренда, увеличение аудитории потенциальных клиентов и так далее. Для этого на каждой платформе предусмотрены инструменты SMM-маркетинга, за счет которых можно выяснить на каких этапах стратегия продвижения оказалась провальной или эффективной.

Третий этап является ключевым для SMM-менеджера, так как наглядно демонстрирует результат его работы. От конечного “выхлопа” зависит его профессиональный успех. Ведь даже проделав качественную работу по планированию, дизайну и наполнению сообщества, специалист не сможет защитить свой проект, если тот не достиг оговоренной цели.

Причиной может стать неправильно выбранная стратегия или соцсеть, плохой анализ конкурентов и даже сам продукт. Поэтому хорошего СММщика от плохого отличает то, как быстро он проанализировал сложившуюся ситуацию, выявил свои и чужие ошибки и выстроил новое решение. И это далеко не весь список качеств, по которым компании выбирают для себя SMM-менеджера.

Требования для SMM-менеджера

Теперь становится понятно, что SMM менеджер — это универсальный специалист, чья деятельность заключается в профессиональном управлении процессами в рамках социальной платформы бренда, а иногда и другими специалистами.

Наличие каких качеств и навыков поможет Вам на в профессии SMM-специалиста?
Богатый словарный запас и грамотная речь
СММ-щик должен уметь доносить информацию красиво и вкусно. Если по сочинениям в школе у Вас были пятерки за содержание, то эта профессия Вам подходит :) Грамотность здесь тоже важна, однако не в такой степени. Исправить ошибки перед публикацией можно и с помощью программ, но вот при общении с подписчиками важна скорость и оперативность.
Живой интерес ко всему происходящему в мире
Около 75-80% постов успешных страниц составляет реакционный контент на какое-либо событие. Хороший СММщик сможет использовать даже самую далекую от продвигаемого им продукта новость как полноценный инфоповод.
Знание интерфейса социальных сетей
Помимо умения красиво писать и быть в курсе новостей, нужно уметь пользоваться социальными сетями. Изучите не только функции для личного аккаунта, но и возможности для сообществ. Также ознакомьтесь с правилами каждой соцсети. Их несоблюдение может стоить Вам аккаунта и работы.
Коммуникабельность и неконфликтность
Если Вы не любите людей или считаете себя интровертом, то SMM - точно не Ваша область. Здесь постоянно нужно общаться и делать это оперативно, иначе Ваших потенциальный клиентов перехватят более общительные конкуренты. Важно также не заводиться от критики и в спокойной манере отвечать даже на не самые адекватные сообщения.
Базовое понимание маркетинговых коммуникаций
Термин SMM не спроста включает в себя слово “маркетинг”. Даже начинающий специалист должен иметь базовые знания о рекламе. К этому относятся и ее типы (прямая, скрытая) и варианты позиционирования (лидерство / дифференциация / фокусирование), и способы (формирование УТП и стратегии).
Какие навыки будут преимуществом?
Умение работать в графических редакторах / навыки фотографа
Редкий работодатель сможет позволить себе и SMM-специалиста и дизайнера (копирайтера / фотографа и т.д). Как правило, сммщик самостоятельно делает или ищет изображения для постинга. Поэтому владение камерой и фотошопом очень поощряется.
Навыки копирайтинга
Про владение русским языком уже было сказано, но это относилось скорее к личным качествам, нежели к реальному опыту написания текстов презентационного и рекламного характера. Опытный сммщик должен уметь популяризировать товар, компанию, услугу, человека или идею посредством текста. Или уметь определять таких людей для сотрудничества.
Навыки продаж
Установление контакта; выявление потребностей и целей; презентация; работа с возражениями; закрытие сделки. Если эти пять этапов Вам знакомы, то можно сказать, что Вы знакомы с базовыми этапами продажи. По их принципу, как правило, выстраивается диалог с любой аудиторией. В дальнейшем Вы можете изменять его как считаете нужным, но знание основ может очень Вам помочь.
Навыки и опыт ведения таргетированной рекламы в соцсетях
Помимо бесплатного функционала для сообществ в соцсетях есть также платное размещение, которое называется таргетированной рекламой. Это отдельное направление СММ, под которое часто нанимается отдельный человек. Если же Вы сможете овладеть и этим навыком, то увеличите Ваш заработок в несколько раз.

Оценка работы SMM-специалиста (KPI в SMM)
Итак, представим, что Вас - счастливого обладателя всех перечисленных выше качеств взяли таки на должность SMM-менеджера. Какие цели работодатель непременно поставит перед сотрудником, продвигающим его бренд в соцсетях? Если работодатель не очень разбирается в SMM или пробует его впервые, то цели можете задать и Вы сами. Главное, чтобы степень их достижения можно было измерить и сравнить с исходным уровнем.

Если вы хотите привлечь подписчиков, повысить охваты и продажи, обязательно четко формулируйте – насколько выше от начального уровня и за счет какого бюджета.

Для этого рассмотрим основные KPI (ключевые показатели эффективности) для оценки работы SMM-менеджера.

Условно KPI в SMM делится на три типа:

Охват (количество людей, увидевших публикацию). Важен при выведении на рынок нового продукта или для обращения внимания на крупный бренд, повышении узнаваемости и репутационном маркетинге.

Вовлеченность (подписки, лайки, репосты, комментарии, сообщения). Показатели вовлеченности особенно важны при продвижении дорогостоящих продуктов и услуг. Для небольших компаний, инфобизнеса и индивидуальных предпринимателей уровень доверия потенциальных клиентов также будет основным двигателем продаж.

Достижение целевого действия (полученные заявки, горячие звонки, продажи). Тут все понятно :) В этих действиях “зарыта” реальная прибыль, которая нужна всем без исключения.

Как же SMM-специалист сможет понять, что изменения охвата, вовлеченности и целевых действий - результат именно его деятельности?

Чтобы четко отслеживать трафик из соцсетей можно спрашивать клиентов, где они нашли информацию, раздавать разные коды на скидки онлайн и офлайн, отслеживать трафик через UTM-метки с установленными в Яндекс или Google метриках целями.

На основе полученных данных, SMM-менеджер должен посчитать стоимость подписчика, перехода на сайт, в группу, цену полученной из соцсетей заявки или продажи. Отчеты SMMщика должны быть максимально простые, содержать цифры и подтверждающие скриншоты из рекламного кабинета и страницы статистики сообщества или аккаунта.

Основной ориентир оценки SMM-продвижения для работодателя – это не увеличение/уменьшение количества подписчиков и охватов, а конверсия в целевые действия и ее стоимость.