Search Engine Optimization (SEO) — это комплекс мер, направленных на улучшение позиций сайта в результатах органической поисковой выдачи и, таким образом, привлечение трафика по целевым запросам.
Это определение включает 3 элемента, которые требуют пояснения:
органическая выдача;
позиции;
целевые запросы.
Поисковая выдача делится на платную и органическую.
Платная выдача занимает несколько строк сверху и снизу страницы. Эти результаты идут с пометкой «Реклама»:
Остальные позиции занимает органическая выдача — это результаты поиска, которые выстраиваются на основе конкуренции между страницами. Страницы ранжируются по алгоритмам, в основе работы которых — системы искусственного интеллекта.
Кроме того, по ряду запросов выдача может дополняться «колдунщиками» – информацией от собственных сервисов поисковых систем, которая не относятся ни к платной ни к органической, но занимают место в результатах поисковой выдачи (товары, прогноз погоды, определения терминов, карты и т. п.).
Когда говорят о SEO, обычно подразумевают именно работу над улучшением позиций в органической выдаче. Позиция — это номер строки в результате выдачи, которую занимает страница по конкретному поисковому запросу.
Что нужно знать о позициях:
чем выше позиция, тем большую долю трафика получает сайт;
страницы одного и того же сайта могут занимать разные позиции по разным запросам;
позиции зависят не только от качества сайта, но и от конкретного пользователя (его региона, предпочтений, устройства), то есть поисковая выдача персонализирована.
Поисковая выдача динамична, и с точностью определить, на какой позиции окажется сайт после тех или иных изменений, невозможно. Помимо сотен факторов ранжирования, на позиции влияют действия конкурентов и постоянные изменения самих алгоритмов. Поэтому при SEO-прогнозировании говорят о направлении влияния того или иного фактора и вероятном улучшении / ухудшении позиций.
Многие полагают, что цель SEO — вывести сайт в ТОП-10 поисковой выдачи, то есть на первую страницу результатов. Но во многих тематиках этого бывает недостаточно, поскольку основной трафик распределяется между первыми пятью позициями:
Кроме того, бывает, что позиции за пределами ТОП-10 дают больше трафика, чем позиции с 6 по 10. Так происходит при просмотре с ПК: поскольку результаты расположены в самом верху второй страницы, и пользователи чаще по ним переходят, чем по нижним результатам первой страницы.
В случае с мобильными и планшетами ситуация еще интереснее: пользователи просматривают первый экран, а потом резко листают страницу и переходят к 15-20 позициям:
Результаты выдачи выстраиваются в ответ на поисковые запросы пользователей. Поисковые системы (ПС) стремятся так сформировать выдачу, чтобы пользователи как можно быстрее получили ответ на свой запрос.
В зависимости от интента (намерения) пользователя запросы могут быть:
информационными («как сделать…», «что такое…», «…своими руками») — по ним результаты выдачи не зависят от региона (геонезависимые запросы);
коммерческими («купить…», «заказать…», «цена…») — по ним выдача формируется в зависимости от региона пребывания пользователя (геозависимые запросы);
общими, или смешанными («орбита» — кинотеатр или путь небесного тела, «сахар» — непонятно, нужно купить сахар или почитать, что это такое) — однозначно определить интент невозможно, и поисковики формируют выдачу на вероятностной оценке предпочтений.
Для того чтобы поисковые системы смогли понять, что контент на сайте релевантен поисковому запросу, нужно разместить запросы на страницах сайта. Информация о статистике запросов доступна в сервисах Яндекс.Wordstat и Планировщик ключевых слов Google. Возможен и автоматизированный подбор слов с помощью бесплатного подборщика SeoPult — помимо статистики Яндекса здесь есть анализ слов сайтов-конкурентов (до 10 URL за одну проверку).
Какие факторы влияют на ранжирование сайтов
Все факторы ранжирования можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Перечислим самые главные из них.
Внутренние факторы
Релевантность страницы запросу:
наличие ключевых слов в заголовке h1 и подзаголовках, в мета-тегах и тексте;
соответствие окружающего текста тематике ключевого запроса.
Качество контента:
контент на сайте интересный, информативный, хорошо структурирован и удобен для восприятия. Благодаря этому пользователи проводят больше времени на сайте, оставляют комментарии, просматривают больше страниц, реже покидают сайт сразу после перехода на него, возвращаются на сайт снова и снова. Все это улучшает так называемые поведенческие сигналы и позиции в выдаче.
Техническая оптимизация сайта:
устранены дублирующиеся страницы;
страницы с контентом отдают код 200 ОК;
скорость загрузки сайта — до 3 секунд;
нет ошибок в HTML, CSS, скриптах;
служебные страницы закрыты от индексации;
настроены заголовки Last Modified и If-Modified-Since и т. д.
Удобство сайта для пользователей:
шаблон сайта адаптирован под просмотр на мобильных устройствах;
реализован поиск по сайту;
навигация по сайту понятная и удобная;
любая страница доступна максимум в 3 клика;
на сайте размещена контактная информация, карта проезда и т. п.
Внешние факторы
Количество и качество внешних обратных ссылок:
на сайтах с активной аудиторией размещаются так называемые естественные ссылки – ссылки, которые поисковые системы не воспринимают как покупные и учитывают их при определении авторитетности сайта. Именно благодаря таким ссылкам на сайт идет целевой трафик.
Анкор-лист:
анкоры позволяют лучше понять, о чем страница, и вывести ее в ответ на подходящий запрос. При ранжировании страницы поисковые системы учитывают анкоры в обратных ссылках.
Включение сайта в справочники ПС:
наличие сайта компании в Яндекс.Справочнике и Google Мой Бизнес (описание, фото, отзывы).
Социальные сигналы:
чем больше сайт получает лайков и репостов, тем выше его позиции при прочих равных условиях.
Если у вас молодой сайт, то начать работу стоит с внутренних факторов. На начальном этапе SEO важно, чтобы на сайте не было ошибок, он был хорошо сверстан, чтобы на нем был качественный и оптимизированный контент.
Спустя пару месяцев после запуска сайта и завершения «шлифовки» внутреннего SEO можно аккуратно приступать к наращиванию внешней ссылочной массы. Важно понимать, что SEO требует времени. В конкурентных тематиках выйти в ТОП можно только через 5-6 месяцев работы над всеми факторами.
Но результат того стоит — вы получаете стабильный трафик, который не привязан к размеру выделяемого бюджета, и даже если вы на время прекратите финансирование SEO, поток посетителей существенно не упадет.
Как не попасть под санкции поисковых систем
Поисковики борются с сайтами, которые пытаются манипулировать результатами выдачи с помощью различных техник, внедряя различные фильтры и санкции.
Наиболее распространенная причина попадания под санкции — ошибки при наращивании внешних ссылок. Если вы не хотите, чтобы в один прекрасный момент трафик упал до нуля, следуйте таким советам:
не устраивайте «ссылочного взрыва» (закупайте ссылки понемногу, но регулярно);
покупайте ссылки с тематических сайтов с хорошей посещаемостью и качественным контентом;
не используйте в ссылках коммерческие анкоры (со словами «купить», «заказать», «стоимость» и т. п.);
разбавляйте ссылочный профиль nofollow-ссылками и ссылками-картинками;
нарабатывайте ссылки с разных типов ресурсов: блогов, СМИ, форумов, соцсетей, сообществ;
избегайте «прогонов» по базам каталогов (большинство подобных ресурсов созданы специально для продажи ссылок, и поисковики это знают).
Также под санкции можно попасть в результате ошибок при создании и оптимизации контента. Полезные советы:
используйте не более 3-5 ключевых запросов на одной странице;
не вписывайте ключи в прямом вхождении (не должны нарушаться правила русского языка);
разбавляйте ключевые фразы, используйте синонимы и близкие по тематике фразы (так называемые LSI-фразы);
создавайте контент ради пользователей, а не ради ключей (делайте его информативным, полезным, насыщенным фактами);
не скрывайте текст с помощью скриптов или других методов (например, путем установления минимального размера шрифта или выбора цвета шрифта аналогичного цвету фона);
не копируйте тексты с чужих сайтов и не тиражируйте тексты со своих же страниц; тексты должны быть уникальны не только с технической точки зрения, но и содержательной.
Есть и другие нарушения, за которые можно попасть под санкции:
использование агрессивной рекламы (шок-реклама, pop-up, clickunder и т. п.);
создание аффилиатов (связанных сайтов) для получения максимума трафика на основной сайт;
использование технологии кликджекинга (когда пользователи совершают определенные действия, не зная об этом, — например, авторизуются на сайте через свой профиль в соцсети);
накрутка поведенческих факторов (искусственное завышение посещаемости, времени и глубины просмотра);
дорвеинг (использование сайтов исключительно для перенаправления на другие ресурсы).
Занимаясь SEO, важно не переступать грань между оптимизацией и накруткой.
SEO: «инхаус» или аутсорсинг
Организовать работу над SEO сайта можно четырьмя способами:
«Инхаус». В штат нанимается SEO-специалист и копирайтеры, которые занимаются продвижением. Способ подходит средним и крупным компаниям с большим объемом работы. Недостаток в том, что найти хорошего SEO-специалиста сложно и стоить он будет дорого. Да и расширение штата не всегда обоснованно.
Частичный аутсорсинг. В этом случае одни функции берет на себя собственник бизнеса или штатный маркетолог, а остальные передаются фрилансерам или агентству. Способ работает, если со стороны руководства компании есть четкое понимание, что и как делать, как проконтролировать результат SEO-продвижения. Если же знаний недостаточно, можно потерять время и деньги.
Полный аутсорсинг. Все задачи по SEO передаются агентству. Но у агентств высокие комиссионные. Кроме того, они редко берутся за проекты с бюджетами ниже 30-50 тыс. руб. в месяц.
Полная или частичная автоматизация. Достигается путем подключения сайта к автоматизированной рекламной системе. Удобство в том, что владелец бизнеса получает доступ к недорогим инструментам оптимизации и продвижения сайта, и ему не нужно искать специалистов на стороне.
Для представителей малого и среднего бизнеса именно автоматизация является лучшим вариантом организации SEO.
Рассмотрим, как работает автоматизация SEO на примере системы SeoPult:
Зарегистрируйтесь в системе и добавьте свой сайт.
Это определение включает 3 элемента, которые требуют пояснения:
органическая выдача;
позиции;
целевые запросы.
Поисковая выдача делится на платную и органическую.
Платная выдача занимает несколько строк сверху и снизу страницы. Эти результаты идут с пометкой «Реклама»:
Остальные позиции занимает органическая выдача — это результаты поиска, которые выстраиваются на основе конкуренции между страницами. Страницы ранжируются по алгоритмам, в основе работы которых — системы искусственного интеллекта.
Кроме того, по ряду запросов выдача может дополняться «колдунщиками» – информацией от собственных сервисов поисковых систем, которая не относятся ни к платной ни к органической, но занимают место в результатах поисковой выдачи (товары, прогноз погоды, определения терминов, карты и т. п.).
Когда говорят о SEO, обычно подразумевают именно работу над улучшением позиций в органической выдаче. Позиция — это номер строки в результате выдачи, которую занимает страница по конкретному поисковому запросу.
Что нужно знать о позициях:
чем выше позиция, тем большую долю трафика получает сайт;
страницы одного и того же сайта могут занимать разные позиции по разным запросам;
позиции зависят не только от качества сайта, но и от конкретного пользователя (его региона, предпочтений, устройства), то есть поисковая выдача персонализирована.
Поисковая выдача динамична, и с точностью определить, на какой позиции окажется сайт после тех или иных изменений, невозможно. Помимо сотен факторов ранжирования, на позиции влияют действия конкурентов и постоянные изменения самих алгоритмов. Поэтому при SEO-прогнозировании говорят о направлении влияния того или иного фактора и вероятном улучшении / ухудшении позиций.
Многие полагают, что цель SEO — вывести сайт в ТОП-10 поисковой выдачи, то есть на первую страницу результатов. Но во многих тематиках этого бывает недостаточно, поскольку основной трафик распределяется между первыми пятью позициями:
Кроме того, бывает, что позиции за пределами ТОП-10 дают больше трафика, чем позиции с 6 по 10. Так происходит при просмотре с ПК: поскольку результаты расположены в самом верху второй страницы, и пользователи чаще по ним переходят, чем по нижним результатам первой страницы.
В случае с мобильными и планшетами ситуация еще интереснее: пользователи просматривают первый экран, а потом резко листают страницу и переходят к 15-20 позициям:
Результаты выдачи выстраиваются в ответ на поисковые запросы пользователей. Поисковые системы (ПС) стремятся так сформировать выдачу, чтобы пользователи как можно быстрее получили ответ на свой запрос.
В зависимости от интента (намерения) пользователя запросы могут быть:
информационными («как сделать…», «что такое…», «…своими руками») — по ним результаты выдачи не зависят от региона (геонезависимые запросы);
коммерческими («купить…», «заказать…», «цена…») — по ним выдача формируется в зависимости от региона пребывания пользователя (геозависимые запросы);
общими, или смешанными («орбита» — кинотеатр или путь небесного тела, «сахар» — непонятно, нужно купить сахар или почитать, что это такое) — однозначно определить интент невозможно, и поисковики формируют выдачу на вероятностной оценке предпочтений.
Для того чтобы поисковые системы смогли понять, что контент на сайте релевантен поисковому запросу, нужно разместить запросы на страницах сайта. Информация о статистике запросов доступна в сервисах Яндекс.Wordstat и Планировщик ключевых слов Google. Возможен и автоматизированный подбор слов с помощью бесплатного подборщика SeoPult — помимо статистики Яндекса здесь есть анализ слов сайтов-конкурентов (до 10 URL за одну проверку).
Какие факторы влияют на ранжирование сайтов
Все факторы ранжирования можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Перечислим самые главные из них.
Внутренние факторы
Релевантность страницы запросу:
наличие ключевых слов в заголовке h1 и подзаголовках, в мета-тегах и тексте;
соответствие окружающего текста тематике ключевого запроса.
Качество контента:
контент на сайте интересный, информативный, хорошо структурирован и удобен для восприятия. Благодаря этому пользователи проводят больше времени на сайте, оставляют комментарии, просматривают больше страниц, реже покидают сайт сразу после перехода на него, возвращаются на сайт снова и снова. Все это улучшает так называемые поведенческие сигналы и позиции в выдаче.
Техническая оптимизация сайта:
устранены дублирующиеся страницы;
страницы с контентом отдают код 200 ОК;
скорость загрузки сайта — до 3 секунд;
нет ошибок в HTML, CSS, скриптах;
служебные страницы закрыты от индексации;
настроены заголовки Last Modified и If-Modified-Since и т. д.
Удобство сайта для пользователей:
шаблон сайта адаптирован под просмотр на мобильных устройствах;
реализован поиск по сайту;
навигация по сайту понятная и удобная;
любая страница доступна максимум в 3 клика;
на сайте размещена контактная информация, карта проезда и т. п.
Внешние факторы
Количество и качество внешних обратных ссылок:
на сайтах с активной аудиторией размещаются так называемые естественные ссылки – ссылки, которые поисковые системы не воспринимают как покупные и учитывают их при определении авторитетности сайта. Именно благодаря таким ссылкам на сайт идет целевой трафик.
Анкор-лист:
анкоры позволяют лучше понять, о чем страница, и вывести ее в ответ на подходящий запрос. При ранжировании страницы поисковые системы учитывают анкоры в обратных ссылках.
Включение сайта в справочники ПС:
наличие сайта компании в Яндекс.Справочнике и Google Мой Бизнес (описание, фото, отзывы).
Социальные сигналы:
чем больше сайт получает лайков и репостов, тем выше его позиции при прочих равных условиях.
Если у вас молодой сайт, то начать работу стоит с внутренних факторов. На начальном этапе SEO важно, чтобы на сайте не было ошибок, он был хорошо сверстан, чтобы на нем был качественный и оптимизированный контент.
Спустя пару месяцев после запуска сайта и завершения «шлифовки» внутреннего SEO можно аккуратно приступать к наращиванию внешней ссылочной массы. Важно понимать, что SEO требует времени. В конкурентных тематиках выйти в ТОП можно только через 5-6 месяцев работы над всеми факторами.
Но результат того стоит — вы получаете стабильный трафик, который не привязан к размеру выделяемого бюджета, и даже если вы на время прекратите финансирование SEO, поток посетителей существенно не упадет.
Как не попасть под санкции поисковых систем
Поисковики борются с сайтами, которые пытаются манипулировать результатами выдачи с помощью различных техник, внедряя различные фильтры и санкции.
Наиболее распространенная причина попадания под санкции — ошибки при наращивании внешних ссылок. Если вы не хотите, чтобы в один прекрасный момент трафик упал до нуля, следуйте таким советам:
не устраивайте «ссылочного взрыва» (закупайте ссылки понемногу, но регулярно);
покупайте ссылки с тематических сайтов с хорошей посещаемостью и качественным контентом;
не используйте в ссылках коммерческие анкоры (со словами «купить», «заказать», «стоимость» и т. п.);
разбавляйте ссылочный профиль nofollow-ссылками и ссылками-картинками;
нарабатывайте ссылки с разных типов ресурсов: блогов, СМИ, форумов, соцсетей, сообществ;
избегайте «прогонов» по базам каталогов (большинство подобных ресурсов созданы специально для продажи ссылок, и поисковики это знают).
Также под санкции можно попасть в результате ошибок при создании и оптимизации контента. Полезные советы:
используйте не более 3-5 ключевых запросов на одной странице;
не вписывайте ключи в прямом вхождении (не должны нарушаться правила русского языка);
разбавляйте ключевые фразы, используйте синонимы и близкие по тематике фразы (так называемые LSI-фразы);
создавайте контент ради пользователей, а не ради ключей (делайте его информативным, полезным, насыщенным фактами);
не скрывайте текст с помощью скриптов или других методов (например, путем установления минимального размера шрифта или выбора цвета шрифта аналогичного цвету фона);
не копируйте тексты с чужих сайтов и не тиражируйте тексты со своих же страниц; тексты должны быть уникальны не только с технической точки зрения, но и содержательной.
Есть и другие нарушения, за которые можно попасть под санкции:
использование агрессивной рекламы (шок-реклама, pop-up, clickunder и т. п.);
создание аффилиатов (связанных сайтов) для получения максимума трафика на основной сайт;
использование технологии кликджекинга (когда пользователи совершают определенные действия, не зная об этом, — например, авторизуются на сайте через свой профиль в соцсети);
накрутка поведенческих факторов (искусственное завышение посещаемости, времени и глубины просмотра);
дорвеинг (использование сайтов исключительно для перенаправления на другие ресурсы).
Занимаясь SEO, важно не переступать грань между оптимизацией и накруткой.
SEO: «инхаус» или аутсорсинг
Организовать работу над SEO сайта можно четырьмя способами:
«Инхаус». В штат нанимается SEO-специалист и копирайтеры, которые занимаются продвижением. Способ подходит средним и крупным компаниям с большим объемом работы. Недостаток в том, что найти хорошего SEO-специалиста сложно и стоить он будет дорого. Да и расширение штата не всегда обоснованно.
Частичный аутсорсинг. В этом случае одни функции берет на себя собственник бизнеса или штатный маркетолог, а остальные передаются фрилансерам или агентству. Способ работает, если со стороны руководства компании есть четкое понимание, что и как делать, как проконтролировать результат SEO-продвижения. Если же знаний недостаточно, можно потерять время и деньги.
Полный аутсорсинг. Все задачи по SEO передаются агентству. Но у агентств высокие комиссионные. Кроме того, они редко берутся за проекты с бюджетами ниже 30-50 тыс. руб. в месяц.
Полная или частичная автоматизация. Достигается путем подключения сайта к автоматизированной рекламной системе. Удобство в том, что владелец бизнеса получает доступ к недорогим инструментам оптимизации и продвижения сайта, и ему не нужно искать специалистов на стороне.
Для представителей малого и среднего бизнеса именно автоматизация является лучшим вариантом организации SEO.
Рассмотрим, как работает автоматизация SEO на примере системы SeoPult:
Зарегистрируйтесь в системе и добавьте свой сайт.
- Активируйте модуль SEO-продвижения.
- Система автоматически соберет ключевые слова для вашего сайта.
- Утвердите список ключевых фраз, по которым будете продвигаться.
- Система предложит доступные планы продвижения в зависимости от месячного
- Бюджета (в базовом тарифе выполняются самые важные работы, часть задач возлагается на плечи владельца сайта; в топовом тарифе все работы автоматизированы).
- Выберите план, запустите продвижение и отслеживайте результат.
Продвижение с помощью SeoPult выгодно по ряду причин:
не нужно тратить деньги на поиск и найм персонала;
не нужно быть «гуру» в SEO, чтобы продвигать сайт — система доступна новичкам;
автоматизирован весь цикл работ — от внутренней оптимизации сайта до закупки ссылок и наполнения сайта полезным контентом;
учитываются актуальные требования поисковых систем к сайтам, поэтому исключено попадание под санкции;
комиссия системы в 4 раза ниже, чем у фрилансеров, и в 10 раз — чем в агентствах;
минимальный бюджет — 1000 рублей в месяц, то есть в 30-50 раз ниже, чем в агентствах.
Кроме того, SeoPult гарантирует возврат денег, если после окончания работ позиции сайта не выросли (при условии передачи всех задач по SEO специалистам SeoPult).