15 полезных инструментов для SEO-анализа сайта

Анализ сайта с помощью панелей для вебмастеров
Яндекс.Вебмастер
Яндекс.Вебмастер – это бесплатный сервис для вебмастеров от Яндекса, доступный широкой аудитории с 2007 года. Его стоит использовать каждому, кто продвигает сайт в Яндексе.

Основные возможности:

диагностика проблем и получение уведомлений об ошибках: недоступность сайта для индексации, невозможность подключиться к серверу, проблемы с безопасностью, длительный ответ сервера и др.;
мониторинг нарушений на сайте, из-за которых возможно применение санкций;
отслеживание статистики поисковых запросов, по которым показывался ваш сайт и по которым были переходы;
отслеживание статуса и динамики индексирования страниц;
мониторинг внутренней и внешней ссылочной массы;
проверка мобилопригодности верстки.

Также с помощью Вебмастера можно добавить и исключить страницы из поиска, склеить зеркала, указать путь к карте сайта, задать регистр имени сайта и региональность, проанализировать файл robots.txt, подтвердить права на оригинальность текстов, проверить микроразметку, добавить данные о товарах для улучшения отображения интернет-магазина в результатах поиска.

Еще одна полезная функция — «Рекомендованные поисковые запросы». Яндекс.Вебмастер собирает информацию о наиболее важных запросах, по которым возможен хороший трафик. Предложенные запросы подходят для SEO-продвижения и контекстной рекламы.

Google Search Console
Google Search Console – панель для вебмастеров от Google. До 2015 года она называлась Webmaster Tools, после ребрендинга — Search Console. Функционал очень похож на Яндекс.Вебмастер, но есть отличия. В частности, анализ поисковых запросов здесь более детальный: можно отследить не только статистику показов и кликов, но и позиций конкретной страницы и сайта в целом по любому запросу, причем в разрезе стран и устройств.

В январе 2017 года Google предоставил доступ всем пользователям к новой версии Search Console. Но пока система проходит тестирование, и функционал в полном объеме не доступен.

Не только у Яндекса и Google есть свои «вебмастера». Каждый крупный поисковик внедрил подобную систему. У Поиск@mail.ru это «Кабинет вебмастера», у Bing — Webmaster Tools. Но поскольку доля трафика из этих поисковиков невысокая, то можно ограничиться добавлением сайта в эти сервисы, а для анализа использовать два описанных выше.

Анализ трафика и конверсии
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика – бесплатная система анализа посещаемости и конверсии. Работает с 2009 года, вторая по размеру система веб-аналитики в Европе. С 2015 года доступна новая версия — Яндекс.Метрика 2.0.

Основные параметры, которые можно отследить:

количество переходов на сайт;
активность аудитории (время, которое пользователи провели на сайте, глубина просмотра, возвраты);
пол и возраст посетителей, география и интересы;
источники трафика;
ключевые фразы, по которым пришли посетители, и мн. др.

С помощью Метрики можно отслеживать достижение целей, а также поведение пользователей на сайте с помощью карт ссылок, кликов и скроллинга; доступна запись действий посетителей Вебвизором.

Google Analytics
Google Analytics – эта бесплатная система аналитики работает с 2006 года. Создана на базе софта Measure Map от компании Urchin Software. Самая популярная система веб-аналитики в мире, поддерживает множество языков.

Собирает те же базовые параметры посещаемости, что и Яндекс.Метрика: трафик, активность, демография и т. п. Но в плане отслеживания действий пользователей и конверсий Google Analytics считается более функциональной. Здесь есть гибкие настройки многоканальных последовательностей, можно отслеживать любые действия пользователей на сайте, от добавления товара в корзину до кликов мышкой по экрану и длительности просмотра видео. Путь пользователей на сайте визуализируется.

Кроме того, Google Analytics легко интегрируется с системой контекстной рекламы Google AdWords и Google Search Console, что позволяет расширить возможности для анализа. Но в Рунете эта система не так точно отслеживает источники переходов, как Яндекс.Метрика. Также Google Analytics не раскрывает данные о ключевых фразах, по которым пришли пользователи.

Некоторые вебмастера не устанавливают системы аналитики от поисковых систем, отдавая предпочтение сторонним сервисам (Clicky, Mixpanel и др.). Одни считают, что одновременная установка нескольких систем аналитики замедляет работу сайта. Другие полагают, что если не передавать поисковикам данные о поведении пользователей на сайте, то это улучшит ранжирование.

На самом деле, установка систем аналитики не замедляет работу сайта, в чем можно убедиться, проверив скорость загрузки страниц до и после интеграции кодов на сайт. Узнать же о поведении пользователей поисковики могут массой других способов (например, через собственные браузеры или аккаунты авторизованных в Яндексе или Google пользователей). Так что советуем установить и Яндекс.Метрику (с функцией Вебвизора), и Google Analytics.

Экспресс-анализ сайта
Позволяет быстро оценить ключевые параметры сайта. Проводится для оперативного мониторинга трафика, статуса индексации страниц, доступности сайта в поиске. Востребован среди профессиональных оптимизаторов и инвесторов, которые планируют вложить деньги в покупку сайта.

RDS
RDS – сервис по моментальному сбору SEO-данных с различных сайтов. Есть 2 версии:

RDS bar (в виде плагина для самых популярных браузеров);
RDS API (десктопное приложение для Windows).
RDS имеет гибкие настройки. Позволяет получить данные о тИЦ, проиндексированных страницах, возрасте домена, позициях в рейтингах, региональности и т. д. С помощью программы RDS API можно анализировать данные сразу по нескольким сайтам.

RDS – это бесплатный сервис, но многие данные будут проверяться за отдельную плату, так как информация подгружается с платных сервисов.

PR-CY
PR-CY – популярный сервис экспресс-анализа. Данные сгруппированы в блоках:

поисковые системы (тИЦ, Яндекс Rank, количество страниц в индексе, санкции, наличие вирусов);
трафик (отображаются данные из счетчиков статистики);
ссылки на сайт (на основе данных из сервиса LinkPad);
оптимизация (указываются заголовки страницы (title), описания (description), скорость загрузки HTML, внутренние и внешние ссылки, информация о сервере и прочие характеристики);
юзабилити (доступность страницы 404, favicon, скорость загрузки страницы);
мобильность (оптимизирован ли сайт для просмотра с экранов мобильных);
поисковые фразы (по каким фразам сайт занимает топовые позиции в поисковиках).
При анализе каждому сайту присваивается оценка. При желании можно добавить кнопку с оценкой на свой сайт.

Похожие сервисы — cy-pr.com и xtool.ru, но последний является более подробным, так как позволяет изучить обратные ссылки, а также динамику изменения траста и других показателей.

Анализ ссылочной массы
Информация о входящих ссылках на сайт доступна в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console. Но эти данные не позволяют оценить качество ссылок, динамику их появления, ссылочный профиль конкурентов и прочие параметры. Поэтому рекомендуется использовать специализированные сервисы и программы.

Ahrefs
Ahrefs – один из самых популярных сервисов для анализа обратных ссылок. Используется «живая» база бэклинков, которая постоянно обновляется и пополняется новыми страницами. Сервис позволяет отслеживать обратные ссылки (новые, утраченные и неработающие), ссылающиеся домены (новые и утраченные), текстовые анкоры, исходящие ссылки и мн. др. Стоимость подписки — от 99 $ в месяц.

Xenu Link Sleuth
Xenu Link Sleuth – бесплатная десктопная программа для Windows, предназначенная для поиска битых ссылок на сайте. Ссылки проверяются в тегах <а>, изображениях, плагинах, таблицах и других элементах. Есть поддержка доменов на SSL.

С помощью программы вы можете определить:

время отдачи каждой страницы сайта (полезно для поиска «медленных» страниц);
неуникальные Title;
страницы с высоким уровнем вложенности (полезно при оптимизации структуры сайта);
изображения, у которых отсутствует alt.
Также Xenu Link Sleuth позволяет создавать карту сайта (особенно полезно для статических сайтов).

MozBar
MozBar – тулбар, который позволяет анализировать SEO-параметры (Title, Description, Meta Robots, скорость загрузки страницы и т. п.) открытых в браузерах веб-страниц. Также с помощью MozBar можно «подсветить» ссылки на странице (follow/nofollow, внутренние/исходящие) и оценить «спамность» входящих ссылок.

Тулбар распространяется на бесплатной основе. Но доступ к «продвинутым» функциям будет стоить от 99 $ в месяц.

Анализ позиций в поисковых системах
Liveinternet
Liveinternet – портал, который в 2003 году объединил счётчик статистики rax.ru и сервис дневников li.ru. Сегодня преимущественно используется как «продвинутый» счетчик посещаемости, в частности, для предоставления гостевого доступа, когда не хочется показывать данные из Яндекс.Метрики или Google Analytics. Но также Liveinternet полезен благодаря информации о позициях сайта по ключевым запросам.

Преимущество — система бесплатная. Недостаток — можно указать максимум 30 запросов для одного сайта. Кроме того, позиции в Google отображаются не по всем запросам. Также нет разделения позиций по регионам и типам выдачи (десктопная/мобильная).

SeoPult
SeoPult – автоматизированная система рекламы в интернете. Помимо инструментов для раскрутки сайтов, здесь есть профессиональные инструменты для вебмастеров. Один из них — «Съем позиций в поисковиках».

Основные возможности:
сбор позиций в Яндексе и/или Google в разрезе регионов;
сбор позиций в мобильной и/или десктопной выдаче;
разовая или регулярная проверка (ежемесячно, ежедневно, еженедельно);
сбор дополнительных данных из Яндекс.Директа (количество спецразмещений и в гарантии, стоимость входа в спецразмещение и в гарантию);
сбор данных о сниппетах (заголовки, описание, быстрые ссылки, URL);
анализ ТОПа (подсветок и колдунщиков).
Результат анализа доступен в кабинете SeoPult (или его можно скачать в формате XLSX).

Стоимость инструмента — 4 копейки за проверку позиции по одному запросу в одном поисковике в одном регионе в одной выдаче (desktop/mobile). Первые 100 запросов — бесплатно.

Анализ конкурентов
Similarweb
Similarweb – мощный зарубежный сервис для анализа сайтов, который, тем не менее, подходит для Рунета. Доступны данные о трафике и вовлеченности аудитории, ключевым словам, интересам, источникам переходов, популярных страницах и мн. др.

В бесплатной версии за один раз можно сравнить сайт с 4-мя конкурентами. Платная версия — от 199 $ в месяц (открывает полный доступ к ключевым запросам конкурентов, входящим ссылкам и другим параметрам).

Semrush
Semrush подходит для отслеживания конкурентов при продвижении сайта на западных рынках (анализа слов в Яндексе нет, только Google). Здесь есть график конкурентов, анализируются сайты из органической и платной поисковой выдачи, обратные ссылки и ключевые фразы. В бесплатной версии доступно 10 конкурентов и других параметров (ключевых фраз, ссылок и т. п.). Для получения полного доступа нужна платная подписка — от 99,95 $ в месяц.

Сервисы имеют широкий функционал в платных версиях, но, поскольку доступ к нему весьма дорогой, подходят, скорее, для агентств и независимых специалистов в области SEO.

Если же вам нужно оценить ключевые слова конкурентов, воспользуйтесь системой автоматизации SeoPult, о которой мы рассказывали выше. Здесь есть бесплатный инструмент для анализа ключевых слов конкурентов.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться в системе, добавить свой сайт и начать настройку кампании. На этапе подбора слов нужно поставить переключатель в режим «Слова ваших конкурентов». Система автоматически предложит 5 конкурентов, но список можно изменить или расширить (максимум — до 10 конкурентов). По каждому из них будут собраны ключевые слова, которые вы сможете использовать для продвижения.

Анализ и тестирование юзабилити
Удобство сайта — один из важнейших факторов удержания посетителей и конверсии, а значит, улучшения поведенческих показателей и позиций в поиске. Предлагаем несколько сервисов для анализа юзабилити.

UsabilityHub
UsabilityHub – простой сервис для тестирования сайта с помощью реальных посетителей. Доступно несколько инструментов:

клик-тесты (пользователям нужно найти указанную область экрана и кликнуть по ней, после чего измеряется процент попаданий и время);
тесты предпочтений (задача — выявить лучшие варианты дизайна и оформления сайта);
5-секундные тесты (помогают оценить первое впечатление от площадки);
навигационные тесты (нужны для оценки удобства навигации);
открытые вопросы (тестировщикам можно задать вопросы по поводу дизайна сайта).
Сервис бесплатный (при условии работы со своими тестировщиками). Базовый пакет обойдется в 79 $ в месяц.

CrazyEgg
CrazyEgg – популярный сервис тепловых карт и А/В-тестирования. С его помощью можно оценить реакцию аудитории на изменения на сайте и выбрать оптимальный вариант.

Кроме того, здесь доступны инструменты для анализа распределения внимания посетителей наподобие Вебвизора Яндекса и тепловых карт. Но CrazyEgg открывает больше возможностей для анализа действий разных сегментов аудитории. Например, можно узнать, сколько пользователей кликнуло по конкретному элементу с 11:30 до 12:00 или в конкретный день недели.

AskUsers
Еще один полезный сервис – AskUsers, в котором владельцы сайтов задают вопросы обычным пользователям и получают обратную связь в виде анкет и видеозаписей экрана пользователя:

После регистрации в системе выберите тариф на юзабилити сайта. Задания будут отправлены живым ассесорам, согласно выбранному перечню. Вы можете решить такие задачи, как: онлайн закупки, сравнение вашего сайта с конкурентами, оценка доверия со стороны людей, оценка УТП (уникального торгового предложения), оценка удобства интерфейсов.